Соц. исследование «Проблемы алкоголизма», группа ПСК-410

 

Одним из важнейших направлений программы «Образование и здоровье студентов» является профилактика алкоголизма и других асоциальных явлений среди учащихся. Основная задача, которую решает Министерство образования РБ - это создание многоуровневой системы профилактики алкоголизма, предусматривающей работу не только с педагогами, но и с родителями, учащимися общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования, студентов ССУЗов и ВУЗов.

Учитывая это, нами был разработан субпроект, внедрение которого предусматривало создание тренингового курса по предупреждению и профилактике алкоголизма среди студентов, создание дидактических материалов к курсу, проведение цикла занятий по разработанному курсу в экспериментальных ССУЗах с оценкой эффективности курса.

 

Сегодня в программно-методическом плане данной проблематики учреждения образования республики обеспечены достаточно. В учебных заведениях имеется ряд методических разработок, таких как: программа «Формирование здорового образа жизни у подростков», утвержденная Министерством здравоохранения РБ, Министерством образования РБ; «Программа профилактики злоупотребления алкоголя и другими психоактивными веществами среди детей, подростков, молодежи». разработки и программы Министерства образования Российской Федерации. Основные моменты в политике по преодолению негативных явлений среди студентов — это, прежде всего, обеспечение эффективной деятельности в сфере их воспитания и занятости, а также реализация прав детей в любом учреждении, в семье и вообще в системе взаимоотношений «взрослый-ребёнок».

Исследования показали, что негативные проявления среди молодёжи напрямую связаны с социальной, семейной обстановкой. Так, 29% студентов считают, что примеры негативного поведения они получают через средства массовой информации; 34% думают, что отклоняющееся от нормы поведение молодёжи связано с напряжённой социально-экономической ситуацией в семье (плохой финансовой обеспеченностью, безработицей родителей и т.д.); 32 % уверены, что причины в недостатке знаний родителей о том, как решать проблемы; 46% связывает это с неблагополучной моральной ситуацией в семье; 54% не находят понимания взрослыми их трудностей, а треть из них находятся в постоянных конфликтах с родителями.

Результаты исследования свидетельствуют о неблагополучной ситуации в семьях студентов, систематически употребляющих спиртные напитки, в отличие от студентов контрольной группы. Родители пьющих студентов сами часто злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, не имеют постоянного места работы и гарантированных средств к существованию и не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей. Свободное время студенты проводят на улице, обычно они заняты сбором стеклотары и металла, вырученные деньги тратят на сигареты, спиртное и продукты.

Родители студентов, систематически употребляющих спиртные напитки, в воспитании детей значимо чаще используют физические наказания, допускают по отношению к детям грубые, оскорбляющие высказывания, унижают личностное достоинство, что обуславливает наличие у студентов высокой тревожности, неуверенности в себе, в своих силах. Социальная и психологическая незащищенность студентов заставляет их находиться в постоянном состоянии тревоги за свое настоящее и будущее, вытеснение которой приводит к браваде, демонстративности и агрессивной защите своего образа жизни: «Пью и буду пить!»

Всё это потребовало внести коррективы в работу с семьёй. В Министерстве разработана и начала действовать Программа развития взаимодействия образовательных учреждений с семьёй выполнение которой мы рассматриваем как один из факторов осуществления государственной семейной политики в республике. В соответствии с Программой реализуются новые методологические и практические подходы к организации взаимодействия образовательных учреждений с семьёй в интересах обучения и воспитания детей, их социальной защиты и психолого-педагогической поддержки.

Сегодня более 1100 педагогов-психологов и социальных педагогов успешно сотрудничают со специалистами психологических центров системы здравоохранения, соц.защиты и комитетов по делам молодежи, оказывают высококвалифицированную, многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководителям учреждений образования по вопросам профилактики алкоголизма и других социальных девиаций.

Систематическое употребление подростками спиртных напитков приобрело в последнее время массовый характер. Социологические исследования свидетельствуют, что приобщение подростков к алкоголю происходит в возрасте до 17 лет. Причем 9,2% детей пробуют алкоголь в возрасте до 12 лет, 7,6% – в возрасте 12–14 лет, 27% – в период от 15 до 16 лет, 39,3% – в возрасте 15–17 лет, а в 18 лет «знакомятся» с алкоголем уже лишь 5,6%. Характерно, что 67,7% мальчиков и 79,4% девочек впервые пробуют алкоголь дома, в дни праздников и семейных торжеств.

Анализ результатов тестирования дал не очень впечатляющие результаты. Выяснилось что 48 респондентов из 60 опрошенных употребляют алкоголь, из них на вопрос «часто ли вы употребляете алкоголь»? 25 респондентов ответили что часто. И при этом респонденты отвечают что особую тягу не чувствуют. Выяснились еще интересные аргументы, в нашем колледже оказывается число девушек употребляющих алкоголь выше числа парней которые употребляют алкоголь. Так например 27 респондентов женского пола употребляют алкоголь, и 21 респондентов мужского пола употребляют алкоголь. Что касается наркотических препаратов то число употребляющих не велик. Большинство отвечали что только пробовали, только легкие наркотики. Так ответило 15 респондентов.

В целом анализ результатов исследования позволяет говорить о сложном характере обусловленности систематического употребления спиртных напитков неблагополучной семейной ситуацией и личностными особенностями подростков. С одной стороны, тяжелая семейная ситуация формирует особый склад личности и поведенческие особенности подростков, что проявляется в систематическом употреблении ими алкоголя, с другой стороны, алкоголизация воздействует на процесс становления личности и обуславливает закрепление тяги к спиртному как способу психологического «выживания».